Полная версия сайта

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии

88 театральный сезон

"Второе дыхание спектакля «Бабий бунт»" Алеся Дикарева, журнал "Оренбуржье музыкальное". - 2009. - №3 (35). - С. 31 - 32.

05.05.2016

Музыкальная комедия Е.Птичкина «Бабий бунт»- одна из наиболее популярных постановок в репертуарах театров страны. Благодаря веселой, легкой и напевной музыке этот спектакль быстро вошел в репертуары еще  советских театров и по сей день не утратил ни своей актуальности (сценарий спектакля написан по мотивам Донских рассказов М.Шолохова либреттистами К.Васильевым и М.Пляцковским),  ни современности музыкального звучания. На сцене оренбургского театра музыкальной комедии «Бабий бунт» был поставлен дважды: в 1977 году режиссёром Я. Корнблитом и сравнительно недавно -  в 2005 году- И. Можайским (ныне режиссером московского театра им. К.Станиславского и Немировича-Данченко).Последняя постановка была удостоена областной премии «Оренбургская лира».
По выразительным средствам сценографии, костюмам и хореографии, спектакль н выдержан в народной стилистике и имеет ярко выраженный русский национальный колорит. И хотя действие и происходит в послереволюционной казачьей станице, идеи спектакля близки и понятны современному зрителю и вызывают в нём искренний отклик и сопереживание. Игра актёров не вызывает чувства архаики, а скорее наоборот,  делает спектакль весьма современным и актуальным. А благодаря музыке Е.Птичкина настолько яркой, самобытной и простой (как всё гениальное), почти каждый музыкальный фрагмент спектакля может исполняться, как отдельный концертный номер, причем  с «бисовкой». 
В первом месяце нового, семьдесят четвёртого театрального сезона, «Бабий бунт» был сыгран в 71 раз. Спектакль был особенным: он как будто обновился под рукой художника-рестовратора, ярче заиграли краски, появились новые грани в характерах героев, в их взаимоотношениях. Можно сказать, что у спектакля, как у бегуна на длинные дистанции, открылось второе дыхание,  а произошло это благодаря вводу пяти молодых актёров, студентов института искусств им. Растроповичей кафедры «Актер музыкального театра» (зав.кафедрой-засл.арт.профессор Басова А.В.,  руководитель курса засл.деят.,доцент Добровольский В.В., педагог по актёрскому мастерству  Радченко Д.Ю. и ст.преподаватели: Чепенкова Н.Ю., Дикарева А.А.,Бедарев П.Д.) Ввод в спектакль осуществлял нар.арт.России Пащенко А.К. Заряжая студентов своей неиссякаемой энергией,  Александр Кириллович при содействии руководителя курса и педагогов-актёров, сумел направить студентов в нужное русло и добиться столь высокого результата. 
Хочется подробнее остановиться на тех молодых актёрах-студентах, которые работали в этом спектакле наравне с опытными актёрами, мало уступая им в профессионализме.
В роли Николки вышел студент института Иван Спицын (педагог по вокалу Дикарева А.А.), в роли Сёмки - студент Владимир Диль(педагог по вокалу Чепенкова Н.Ю.), роль Федота исполнил студент Илья Стрионов, роль Дуняши- студентка Ирина Кумушбаева (педагог по вокалу, профессор Басова А.В.) и в роли Нюрки студентка Альбина Ахметгалиева (педагог по вокалу Дикарева А.А.) 
Николка в исполнении Ивана Спицына  яркий, гордый казак не лишенный чувства юмора и способный на большое искреннее чувство. Молодой актёр достаточно уверенно чувствует себя в «предлагаемых обстоятельствах»(по К.С.Станиславскому) спектакля и действует органично и естественно, а убедительно спетые им вокальные номера лишь подчеркивают яркое сценическое дарование молодого актёра.  Один из сильнейших по эмоциональному воздействию музыкальных номеров спектакля песня Николки (цыганская) спета Спицыным так темпераментно-проникновенно и по- цыгански заливисто, что публика просто взрывается аплодисментами. Такой же по степени эмоционального воздействия и дуэт героев Николки и Насти («нашла коса на камень»), где зритель с замиранием следит за каждым жестом и движением актёров и искренне сопереживает их героям. В целом роль Николки у актёра Ивана Спицына получилась выразительной и объёмной и, надеюсь, займёт достойное место в ряду будущих хороших работ молодого актёра.
Роль Сёмки в исполнении студента Владимира Диля приобрела светлое и искреннее воплощение.(ввод осуществлял режиссер театра Д.Ю.Радченко) Сёмка Владимира Диля– трепетно влюблённый в Маринку, молодой  казак. .Студенту В.Дилю удается передать всю искренность чувств своего героя, показать его скромность, наивность и ранимость. Достаточно убедителен Владимир Диль и в вокальных номерах спектакля, а удачное совмещение пения с безукоризненным исполнением хореографии в дуэтах - вызывает у зрителей весьма теплый отклик, выражающийся в аплодисментах. Семка  - один из весьма органичных и точных ,по сценическому воплощению, персонажей спектакля.
Федот у студента Ильи Стрионова- темпераментен и органичен почти во всех сценах спектакля. Он ревнив и суров в отношениях с женой Дуняшей(студентка И.Кумушбаева). Несмотря на свой зычный голос басового тембра, актёр Илья Стрионов создаёт образ казака сильного, но несколько неуверенного в себе, иначе он не позволил бы хуторским бабам снять с себя портки и отхлестать крапивой. Уверенно балансируя между силой и неуверенностью Илья Стрионов создает непростой, противоречивый характер своего персонажа. А в сцене и дуэте с Дуняшкой молодой актёр проявляет теплоту и искренность чувств, подкрепляя действие убедительным вокалом.
Достаточно  органична в роли Дуняши студентка Ирина Кумушбаева. Ее Дуняха - натура цельная и сильная, готовая пойти на развод, лишь бы отстоять и защитить свои женские права и достоинство- не даром она первая из станичных баб «поднимается» на своего мужа и именно с их семейной ссоры, собственно, и начинается бабий бунт. Хуторские и станичные женщины встают на защиту Дуняхи, полностью поддерживая её борьбу за своё равноправие. В сцене примирения Дуняши со Степаном молодая актриса проявляет хорошее «внутреннее сценическое самочувствие»(по К.С.Станиславскому) и демонстрирует неплохие музыкальные и хореографические данные в дуэте.
Студентка Альбина Ахметгалиева  в небольшой, эпизодической роли, сумела передать наивность и трепетность юной казачки, ждущей такой же чистой любви, как у её подруги Маринки,  верящей, что это светлое чувство обязательно придёт и к ней, и если отталкиваться от первоисточника (Донские рассказы М.Шолохова), обернется для неё страшной трагедией. Эта линия судьбы Нюрки в спектакле не рассматривается, зато благодаря прочтению рассказа о Нюрке, молодая актриса обогатила своё творческое воображение и сыграла яркий эпизод.
Немногим ранее в этот спектакль, на роль мирового судьи, был введён студент Сергей Фурсов (педагог по вокалу Бедарев П.Д.), который довольно успешно играет эту небольшую роль в одном составе (без замены дублёра ).Сергей Фурсов создал выпуклый, запоминающийся образ казака – революционера, помогающего станичным казакам помириться с женщинами и заключить мировое соглашение.
Говоря о спектакле, нельзя не сказать и о роли педагогов кафедры «Актёр музыкального театра» принимавших непосредственное участие в вводе студентов в репертуарный спектакль. Руководитель курса засл. деят.иск. Вячеслав Владимирович Добровольский и режиссер Денис Юрьевич Радченко, помогали студентам в освоении сценических образов, наталкивая на верные мысли, объясняя задачи исполняемых сцен и делая многочисленные замечания, после просмотра репетиций.  Педагоги по вокалу распевали студентов (разогрев голоса перед пением) перед оркестровыми прогонами (репетициями),  впевали со студентами отдельные музыкальные номера спектакля, прослушивали все оркестровые прогоны и корректировали вокальное звучание студентов. Музыкальный материал спектакля был выучен студентами с концертмейстером института Вероникой Любовенко.
Ещё одним важным событием этого спектакля стал дебют Руслана Козовчинского, (также педагога института искусств кафедры духовых инструментов)в качестве дирижёра театра музыкальной комедии. Оркестр под его управлением играл достаточно убедительно и  слаженно – чётко подчиняясь руке дирижёра. Сам дирижёр был весьма внимателен к актёрам во время  исполнения музыкальных номеров и подачи реплик, да и вообще не оставался равнодушным к тому, что происходило на сцене. Единственное пожелание Руслану Леонидовичу обратить более пристальное внимание, на уже давно набивший оскомину, вопрос динамического баланса  между оркестром и солистом – вокалистом, который зачастую решается в пользу оркестра.
На мой взгляд, спектакль «Бабий бунт» получил новую, живую струю, которая бьёт и фонтанирует молодостью и азартом, искренностью и трепетностью и находит огромный отклик в зрительских сердцах, умах и душах. А в финале спектакля зал просто взорвался криками «браво» и аплодировал стоя! Дай бог нашему театру процветания и сильных, хороших спектаклей, а молодым актёрам больших и интересных ролей! 
И ещё, без ложной скромности, можно сказать, что 71 спектакль «Бабьего бунта» стал знаменательным событием в жизни театра и его поклонников, а бурные овации  в конце спектакля, явное тому подтверждение!

 

Журнал «Музыкальная жизнь», ноябрь 2009 года