Полная версия сайта

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии

88 театральный сезон

"Время отличать эрзац от жизни" "Южный Урал" №27 12.04.2012

05.05.2016

На сцене театра музыкальной комедии состоялась премьера мюзикла "Силикон" (SILICONE), поставленного молодым оренбургским режиссером и актером Денисом Радченко. Новый спектакль претендует стать не просто экспериментом ради очередного пополнения театральной афиши, но своеобразным прорывом за привычный формат жанра, цель которого - по-настоящему актуальный репертуар. Выстраивая постановочную и сценографическую модель, автор проекта аккумулировал все лучшее, что было наработано до него, три года вынашивал свою идею и в конце концов привнес собственное видение обозначенных в сюжете тем, найдя для этого свои художественные средства. Помогли в осуществлении режиссерской концепции художник (тоже молодой!) Марсель Калмагамбетов - наш земляк из Соль-Илецка, успешно работающий в Санкт-Петербурге, и такой же молодой хореограф, преподаватель Оренбургского колледжа культуры и искусств Оксана Камалиева.  

Поколение NEXT делает предупреждение

Говорят, что каждое молодое поколение начинает жизненный путь, не оглядываясь на предшественников, и потому переживает свои драмы и решает проблемы по-своему. А если это начало приходится на время и место действия, еще не остывшее от недавних общественных потрясений, сравнимых с глобальными тектоническими сдвигами в земной коре, то без крушения судеб и вовсе не обойтись.

Молодой драматург Константин Рубинский и уральский композитор Александр Пантыкин адресовали свое произведение прежде всего молодой аудитории. Музыка и либретто переплавлено в цельное действо реалити-мюзикла. В центре событий оказываются подростки-старшеклассники, их родители, школьные учителя, чиновники от образования. 

Главные герои - уже не девчонки и мальчишки, но еще не девушки и юноши. Взрослеющие по ускоренной программе всеобуча от мировой сети информационных коммуникаций, они бравируют  абсолютно раскованными манерами, в которых четко просматривается подражание теле- и кинокумирам, мнимым героям с их жестокостью, лицемерием, цинизмом, прочими явными и скрытыми пороками. "Мы подросли!" - поют подростки, сбившись в дерзкую толпу, похожую на клыкастую стаю молодых волков или живой сгусток отрицательно заряженной энергии. Жесткий музыкальный ритм, смешение музыкальных стилей по-особому подчеркивают накал агрессивного самоутверждения. Массовая сцена в начале первого действия звучит как камертон и одновременно как вызов, даже угроза: берегитесь, пока улица со своими нравами пробилась только на сцену, но она все чаще норовит захлестнуть всю нашу жизнь, низвергнуть все прежние постулаты и табу. Такой тревожный смысл читается в образной форме спектакля.

Какое общество - такие дети?

По сюжету школьный класс, как миниатюрный слепок с общества, разделен на группы: большинство учеников представляют собой условно нейтральную массу, две другие - полярные антагонисты.

Нора и Митя переживают свою первую, красивую любовь, но не в реальной жизни, а по Интернету. Девочка не подозревает, что ее герой, с которым так захватывающе интересно общаться в чате, - всего лишь неказистый, закомплексованный, хотя и неглупый одноклассник. И когда вдруг взрослый  мужчина произносит уже знакомые фразы, она принимает его за реальное воплощение своей компьютерной мечты. Эта сюжетная линия обнажает одно из самых зловещих явлений человеческих взаимоотношений. И становится по-настоящему страшно, когда понимаешь: не только в искусстве, но и в быту перестал быть редкостью  любовный треугольник, когда соперниками оказываются неискушенный сын и отец - уязвленный эгоист, для которого прежний неудачный брак служит оправданием любого нравственного преступления.    

Двое подростков с их виртуальной любовью выглядят в своей среде неким маргинальным  меньшинством. Они на распутье: одной ногой остались в предыдущей эпохе, потому что сохранили переданный генами прежних поколений романтизм, другой - в той самой жесткой реальности, от которой они прячутся в мире искусственном, потому что не знают, как этой реальности противостоять. Коварный интернет-посредник заманивает их в такую западню, что современные Ромео и Джульетта едва не погибают. И все же, в отличие от большинства ровесников, да и взрослых тоже, именно Митя и Нора способны задуматься о подлинных жизненных ценностях, отличить, как говорят у них в школе, "силикон от органических соединений".

Хватит быть страусами!