"Сцена дает нам уроки" Надежда Емельянова "Южный Урал", 27.03.2013
В театре музыкальной комедии полным ходом идут репетиции ближайшей премьеры. Мюзикл «Инкогнито из Петербурга» (сценический вариант гоголевского сюжета по мотивам пьесы «Ревизор») ставит молодой, но уже заставивший о себе говорить оренбургский режиссер Денис Радченко. Ему нет и сорока, а он успел окончить два факультета и получить две профессии - сначала актера драматического театра и кино, затем режиссера музыкального театра, и не где-нибудь, а в престижнейшем творческом вузе - Российской академии театрального искусства, бывшем ГИТИСе.
В Оренбургском театре музкомедии Денис Юрьевич работает с 1990 года, то есть с шестнадцати лет. Как это может быть? - спросите вы. А очень просто: сцена, кулисы, театральные коридоры и закоулки были ему родным домом с детства, потому что здесь работали его родители. И это еще не все. Радченко - продолжатель большой артистической династии. Одна из его прабабушек была балериной, дед - дирижером, в годы Великой Отечественной войны руководил военным духовым оркестром. Музыкантом стал и отец, Юрий Владимирович, он играл в театральном оркестре около 30 лет, а мама - любимая поклонниками оперетты артистка-вокалистка Нина Николаевна Радченко - отдала нашему театру 33 года. Скорее всего, в семье Дениса и его жены Елены, профессионального хореографа, подрастает пятое поколение артисток: четырехлетние близняшки Варя и Анфиса уже ходят на занятия в танцевальный коллектив, которым руководит их мама. А там, глядишь, - и младшенькая, полуторагодовалая Василиса, подоспеет.
Но вернемся к многодетному папаше, который не в пример типичным представителям золотой молодежи успевает в своей жизни одновременно делать многое. Радченко-артист сыграл больше 80 ролей. Обладая прекрасным лирическим баритоном, завидной фактурой, тонкой пластичностью, искрометным темпераментом и харизматичностью, Денис накопил изрядный творческий багаж, в котором сочетаются работы из классического и современного репертуара, роли, различные по амплуа, - герои и характерные персонажи, злодеи и простаки. Достаточно назвать его Фалька в штраусовской «Летучей мыши», Тони в кальмановской «Принцессе цирка», Труффальдино в одноименной оперетте Колкера, Бабса Баберлея в «Здрасьте, я ваша тетя!» Фельцмана, Мерзляева в недавнем спектакле Андрея Петрова «О бедном гусаре…».
В качестве режиссера Денис Радченко поставил 13 спектаклей. Среди них «Женитьба гусара», «Ну, волк, молодец», «Друзья-однополчане», «Сильва», «Король и его женщины» и другие. Одной из его удач стала премьера прошлого года - мюзикл Александра Пантыкина «SILICONE», за который творческий коллектив во главе с режиссером позавчера получил губернаторскую премию «Оренбургская лира». В нем подняты серьезные проблемы молодежи, что вроде бы и несвойственно специфике такого театра и жанру, традиционно относимому к разряду легких. Но ведь и гоголевского «Ревизора» не отнесешь к легковесной развлекаловке. Недавно мне попалось на глаза интересное высказывание известной в мире незаурядной женщины, музыканта, философа, культуролога Делии Стейнберг Гусман. В афористичном эссе она, рисуя художественный образ музы-покровительницы, дает емкое понятие комедийного жанра: «Талия дает возможность посмотреть на себя со стороны, чтобы в конце концов посмеяться над своими ошибками, потому что комедия - это школа жизни, и мы, играя свои роли, можем извлечь положительные уроки, которые постепенно от театра приведут нас к скрытой глубинной душевной сути…» Тут, как говорится, ни убавить ни прибавить. Режиссер Денис Радченко верит, что со временем ему удастся воспитать своего зрителя, способного чувствовать ту самую глубинную суть, ради которой и стоит служить театру верой и правдой.
Надежда ЕМЕЛЬЯНОВА.