Полная версия сайта

Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии

88 театральный сезон

"Остров искусства", Елена Савельева, газета «Вечерний Оренбург» № 15, 28.02.2018 г.

12.03.2018

Оренбургский театр музыкальной комедии давно стал для его почитателей островом надежды и искусства, которые дарят мечту, заставляют думать и дают глоток свежего воздуха в суете дней. О том, что сегодня происходит за кулисами большой сцены, нам рассказала директор этого государственного учреждения культуры Светлана Борисова.    

 

- Светлана Евгеньевна, театр востребован. За последние годы из уст публики слышны только комплименты. Во всём чувствуется новизна. Трудно было переходить на новый формат?

- Очень сложно. Пять с половиной лет назад, когда я пришла в театр музыкальной комедии, здесь была своя эпоха, свой стиль. Поэтому необходимо было сохранить всё лучшее и поддержать новые веяния. Чувствовалось, что у труппы есть огромный потенциал. Но интуитивно и профессионально понимала, что требуется масштабный проект, который позволит Оренбургской музкомедии выйти на новый виток развития.  Поэтому знаковой для нас стала встреча с известным композитором Кимом Брейтбургом. С его приходом театр в творческом плане вышел на качественно новый уровень.

- Это был спектакль  «Голубая камея»?

- Первая встреча в Москве оказалась очень  плодотворной. Мы отсмотрели видео всех мюзиклов. Обсудили возможности театра и остановились на «Камее». Время показало, что мы сделали правильный выбор. Оренбургская публика нуждалась именно в невероятно красивой истории, со счастливым концом. Тем более что за дело взялись профессионалы высочайшего уровня: режиссер-постановщик и хореограф с мировым именем Николай Андросов, художник ГригорийБелов, художник по костюмам Марианна Сычева и музыкальный руководитель Валерия Брейтбург. Кроме того, нас поддержало министерство культуры и внешних связей Оренбургской области.

Артисты, технические и творческие цеха работали с большим энтузиазмом. Когда появлялась свободная минутка, все бежали в зрительный зал.

- Выходит прорыв, когда в зале не остаётся ни одного пустого места, произошёл в театре благодаря Киму Брейтбургу?

- Ким Александрович является куратором театра, фактически выполняя функции художественного руководителя. С его приходом музкомедия получила возможность сотрудничать с профессионалами самого высокого класса: Николаем Андросовым, Александром Лебедевым, Сергеем Миндриным и многими другими. Обратиться к легендарным современным произведениям.

Например, профессионалы знают, что композитор Алексей  Рыбников, ставит невероятно жёсткие условия перед театрами, желающими поставить его знаменитую рок-оперу «Юнона и Авось». Но благодаря Киму Брейтбургу нам удалось договориться о создании спектакля на оренбургских подмостках. Это касается и мюзиклов Максима Дунаевского и Александра Журбина.

- «Юнона и Авось», которую поставил Денис Радченко, - уникальный получился спектакль. Люди плакали. Хотя это был определённый риск. Разве можно сделать лучше, чем в Москве, в  главной роли с актёром Николаем Караченцевым? Значит, и свои силы имеются?

- Еще какие! Получив возможность сотрудничать с разными режиссёрами, мы приобрели колоссальный опыт постановочной работы.

Очень горжусь труппой театра. Кажется, она способна справиться с любой творческой задачей. Блистать и в лёгком академическом жанре, и  в сложных по хореографии и по темпоритму мюзиклах, и даже в драматических постановках таких, как «Юнона и Авось», «Биндюжник и король». Мэтры, побывавшие на наших представлениях, в один голос отмечают пробивную энергетику молодых и  мастерство старшего поколения.

С гордостью могу сказать, что мы пришли к понятию универсальный артист. Это и есть настоящий театр, когда на сцене зритель не отличает, где танцовщики, а где артисты из вокального ансамбля.

А какие у нас музыканты! В спектакле «Дубровский» оркестр стал полноправным участником сценического действа. Как музыкально, как артистически он передают дух произведения, делая это не только виртуозно, но и большим азартом.

- То, что касается благотворительных спектаклей, в которых играют не профессиональные актёры,  а известные чиновники, предприниматели. Этот проект начался в 2015 году с театра музыкальной комедии.

- С организатором проекта Миланой Левченко нас познакомил Александр Паин (на тот момент директор Оренбургского областного театра кукол). Её идея понравилась, поскольку убеждена, что театр должен удивлять и не бояться экспериментов. Проект поддержало и Правительство Оренбургской области, и министерство культуры и внешних связей области. В нем приняли непосредственное участие такие известные персоны, как Дмитрий Кулагин, Евгения Шевченко, Виктор Доценко, Аркадий Пронин, братья Зеленцовы и многие другие.  Благодарна судьбе, что она свела меня с такими людьми. Ведь все участники проекта стали настоящими друзьями Оренбургской музкомедии. Проект позволил не только привлечь внимание общественности к театральному искусству, но и собрать немалые денежные средства на благотворительные цели.

- Новые проекты, спектакли, - что ожидает публику, которая всегда ждёт чего-то особенного?

- Открою секрет: в этом году мы будем ставить мюзикл Кима Брейтбурга «Джейн Эйр». В двух столицах: в Москве и Минске премьеры уже состоялись. Видела обе постановки, они имели большой успех у публики.

По масштабу и грандиозности новый проект должен превзойти мюзикл «Голубая камея». Тем более что спектакль идет в сопровождении оркестра театра. Убеждена, что публике, особенно прекрасной ее половине, будет интересно познакомиться со сценическим воплощением романа Шарлотты Бронте. Ведь каждая из нас мечтает о красивой любви.

- Сегодня это такая редкость. Да и бывает ли она в реальной жизни, полной нерешённых проблем? Наверное, за этим и идут в театр? 

- Думаю, что бывает! И наша задача об этом зрителю напомнить. Из нашего театра каждая женщина должна уйти с верой и надеждой, а мужчина - с твердым намерением, сделать свою спутницу счастливой.

- Оренбург заключает соглашения с другими театрами, участвует в фестивалях, ездит на гастроли. Что это даёт коллективу?

- Прежде всего, это возможность для расширения творческих и профессиональных связей, повышения профессионального уровня артистов. В Оренбуржье на протяжении девяти лет проходит театральный фестиваль «Гостиный двор». В 2015 году фестивальная афиша впервые была посвящена музыкальным театрам. Гостями стали творческие коллективы из Государственного академического музыкального театра Республики Крым, Московского музыкального театра для детей и юношества «На Басманной» и Саратовского академического театра оперы и балета. Каждый театр был уникален по-своему.

В каком восторге были зрители на балете «Юнона и Авось» Саратовского академического театра оперы и балета! Люди, не дыша, сидели на ступеньках, так как зал не вмещал всех желающих увидеть эту постановку.

Одним из первых на наше приглашение откликнулся Государственный академический музыкальный театр Республики Крым. Для крымчан Оренбург стал первым субъектом федерации, который артисты посетили, воссоединившись с Россией. Труппа трое суток на автобусе добиралась до нашего края! Им приходилось останавливаться каждые два часа, чтобы артисты балета могли размяться.  Этот театр закрывал фестиваль спектаклем-концертом по пьесе Григория Горина «Прощай, конферансье…». А в финальной сцене мы вместе с ними вышли на подмостки и исполнили песню «Я люблю тебя жизнь…». Овации не смолкали несколько минут. Эта первая встреча определила наши дальнейшие взаимоотношения. Мы не просто коллеги, а собратья по ремеслу и духу! Поэтому между театрами заключен договор о взаимном сотрудничестве, который предусматривает обмен гастролями и артистами. Они бывают у нас на премьерах, и мы всегда с радостью откликаемся на их приглашения.

Для нас большая и невосполнимая утрата – скоропостижная смерть директора театра Сергея Филиппова. Благодаря его стараниям крымские гастроли и участие в ялтинском фестивале «Театр. Чехов. Ялта – 2016» обернулись для музкомедии большим успехом.

- Это так важно, когда театр стал выезжать и перестал, что называется, вариться в собственному соку.

- Безусловно. Водевиль Кима Брейтбурга «Так не бывает!» жюри отметило специальным призом «За высокое искусство музыкальной комедии и блистательное исполнительское мастерство», а Ирина Низамова за роль Аннушки была удостоена призом в номинации «За лучшую женскую роль». Член жюри фестиваля Дмитрий Астрахан пришёл к нам за кулисы и сказал, что мы ему напомнили, что такое живой театр.  

В декабре 2017 вновь приняли участие в ежегодном детском театральном фестивале «Снежность». Он проходит на двух площадках: в Челябинске и Альметьевске. В 2016 году в Челябинске представляли мюзикл Егора Шашина «Кот в сапогах», а  в этот раз показали юным жителям Республики Татарстан мюзикл Максима Дунаевского «Аленький цветочек».

Реакция детей и родителей в зале – потрясающая. Детские спектакли - это же очень тонкие вещи. Они не только для детей, но и для взрослых. По себе скажу, не устаю смотреть «Снежную королеву». Захожу на начало спектакля, чтобы проверить, как всё идёт, и не могу оторваться от действа в течение двух часов, хотя смотрела эту сказку неимоверное количество раз.

- Театр сегодня востребован. Но скажите откровенно, был ли отток артистов?

- Ротация артистов – естественный процесс. Но основной состав вот уже многие годы остается неизменным. Кто-то уезжает по контракту в Магадан на заработки, кто-то отправляется покорять столицу.

- Любой человек ищет, где лучше…

- А артист тем более. Да пусть пробуют, пытаются!..

- У вас есть свободные вакансии? Вообще заметно, актёрский состав значительно помолодел.

- Обновление труппы стало возможным благодаря сотрудничеству с Оренбургским институтом искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Раз в четыре года творческий вуз выпускает артистов музыкального театра. Таким образом мы отчасти решаем кадровый вопрос.

И если с вокалистами у нас проблема не стоит так остро, то вот с артистами балета всё обстоит намного сложнее. К сожалению, в Оренбурге действует только одно хореографическое училище (Оренбургский областной колледж культуры и искусств – прим. авт.). И с каждым годом количество юношей-танцовщиков выпускается всё меньше и меньше. Так что вакансии свободные у нас есть.

- Завершая интервью, что бы вы сказали нашей публике?

- В Оренбурге потрясающий зритель: тонкий, думающий, эмоциональный. Рада, что всё больше к нашей работе проявляет интерес молодежь. Вспоминаю, как беспокоилась на премьере мюзикла «Дубровский»: будет ли интересен юному зрителю спектакль по мотивам пушкинской повести, включенной в школьную программу. Но увидев, девочку 13 лет, которая в финале (когда застрелили Дубровского и Маша закричала: «Нет!») в голос заплакала, а мальчики, сидевшие рядом с ней, замерли, поняла, что у этого спектакля нет «возраста. Такая реакция очень важна для нас, она подсказывает нам, что мы движемся в правильном направлении!

Никогда не устану повторять: дорогие наши зрители, всё, что мы делаем, это только для вас, и ради вас. Не будет публики, не будет и театра! Мы вас любим!

- Спасибо. Будем ждать новых театральных открытий!